I ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «КОРПОРАТИВНОЕ И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ: КАДРЫ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»: секция №1

24 мая 2011

Секция № 1 «Региональная (городская) организационно-технологическая платформа по подготовке квалифицированных кадров как инновационная форма взаимодействия учреждений профессионального образования и социальных партнеров».

24 мая 2011 года в ГОУ СПО Колледж связи № 54 (ул. Большие каменщики, д. 7) состоялась секция № 1 «Региональная (городская) организационно-технологическая платформа по подготовке квалифицированных кадров как инновационная форма взаимодействия учреждений профессионального образования и социальных партнеров» I Всероссийской Конференции«Корпоративное и бизнес-образование: кадры для инновационной экономики».

Организаторы Конференции — Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Департамент образования города Москвы и Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей.

Цель Конференции — обмен положительным опытом, выявление проблем, препятствующих профессиональному самоопределению молодежи, подготовке рабочих кадров высокой квалификации, развитию корпоративного и бизнес-образования; определение путей решения и взаимодействия с государственной системой профессионального образования.

Во время работы Секции участники познакомились с мини-выставками:

  • ДОМ: «Профессиональное образование города Москвы».
  • МКПП (р): «Региональная (городская) организационно-технологическая платформа по подготовке квалифицированных кадров».
  • МТПП «Партнерство Торгово-промышленной палаты РФ профессионального образования».
  • КС № 54: «Электронные образовательные ресурсы колледжа».

Кроме того, состоялась экскурсия по Колледжу связи № 54 «Опережающий характер процесса обновления материально-технического обеспечения учреждений профессионального образования как средства достижения нового качества профессионального образования», в рамках которой слушатели посетили лаборатории и мастерские колледжа, и проводились мастер-классы «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательной и управленческой практике».

Во второй части мероприятия в конференц-зале было проведено заседание, на котором выступила Председатель Правления Союза коммунальных предприятий г. Москвы Яшина-Науменко Ольга Сергеевна с докладом на тему: «Новые формы взаимодействия предприятий и организаций по совершенствованию образовательного процесса в учреждениях профессионального образования».

По результатам проведения Конференции можно сделать выводы:

1) Одной из основных задач образования сегодня является построение системы непрерывного профессионального образования. В настоящее время, как таковой системы непрерывного профессионального образования не существует. Реализуются разрозненные программы на базе учебных заведений, внутри коммерческих организаций, тренинговых компаний и др. Однако очевидно, что для сохранения и развития кадрового потенциала формирование такой системы необходимо.

2) Отсутствует региональная нормативно-законодательная база для создания организационных и экономических условий заинтересованного отношения бизнеса и образования.

3) Отсутствует системное взаимодействие сферы труда и сферы профессионального образования в плане согласования спроса и предложения квалификаций и содержательной основы для такого взаимодействия в виде национальной системы квалификаций, опирающейся на национальную рамку квалификаций и квалификационные/профессиональные стандарты.

4) Отсутствует региональная спрогнозированная информационная база о состоянии рынка труда, наиболее востребованных профессиях (специальностях) на ближайшие годы, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства.

5) Отсутствует прозрачность деятельности образовательных учреждений для потенциальных инвесторов, не развиты независимые формы контроля (аудита), рейтингование. Сегодня необходимо создания рейтинговых агентств в сфере образования, а участие в тех или иных рейтингах могло бы стать обязательным условием при аккредитации организаций или программ в сфере профессионального образования.

6) В профессиональном образовании, по сути, слабо еще просматривается ответственность за конечный результат. Результативность необходимо рассматривать как один из ключевых индикаторов при оценке деятельности образовательных учреждений. Крайне важно, чтобы работодатели участвовали в комплексной оценке результативности учреждений профессионального образования.

Совершенствование системы непрерывной подготовки кадров в современных условиях возможно путём объединения интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов образовательных учреждений и предприятий для выполнения поставленной цели совместно с региональными органами управления. Непрерывная подготовка может осуществляться на основе региональной организационно-технологической платформы по подготовке квалифицированных кадров, чётко реагирующей на потребности и тенденции рынка труда, учитывающей отраслевые особенности и специфику производственных процессов.

Указанные вопросы были подняты в выступлениях участников секции. Проведенное заседание секции I Всероссийской конференции «Корпоративное и бизнес-образование: кадры для инновационной экономики» позволило наметитьпервоочередные задачи и мероприятия по совершенствованию взаимодействия бизнес — сообщества и системы профессионального образования в современных условиях и рекомендовать их к рассмотрению органами управления РФ и регионов в качестве предложений секции:

1) Разработка общегородской организационно — технологической платформы и оказания услуг по подготовке профессиональных кадров для промышленных и сервисных предприятий города Москвы.

2) Создание отраслевых и межведомственных образовательно-технологических площадок в виде объединений (консорциумов) предприятий, научно-исследовательских организаций, ресурсных центров, учреждений профессионального образования для реализации отраслевых и межведомственных технологических платформ оказания услуг по подготовке профессиональных кадров для промышленных и сервисных предприятий сферах услуг города.

3) Определение законодательных и нормативных решений для создания организационных и экономических условий для заинтересованного отношения бизнеса и образования в вопросах:

  • определения объемов подготовки кадров,
  • развития учебно-материальной базы учебных заведений,
  • формирование содержания, независимой оценки качества образования, создание условий, способствующих закреплению молодых специалистов;
  • стажировки инженерно-педагогического состава образовательных учреждений на базе профильных предприятий и организаций.

4) Организация методической, консультационной, учебно-методической и информационно-аналитической работы в единой общегородской системе непрерывной подготовки кадров квалифицированного труда в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и требованиями работодателей к уровню квалификации рабочих и специалистов.

5) Совершенствование форм и методов организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, а также в ресурсных центрах предприятий.

6) Информационное сопровождение деятельности образовательных учреждений и организаций, входящих в единую общегородскую систему непрерывной подготовки кадров квалифицированного труда.

7) Организация мониторинга и прогнозирования развития профессионально-квалификационной структуры экономики, потребности предприятий в кадрах квалифицированного труда с учетом инновационных изменений в технике, технологии, организации производства, труда и управления;

Подготовка предложений по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по вопросам: совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования; формирования перечней, направлений подготовки по профессиям среднего и начального профессионального образования, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов предприятий.

8) Формирование независимой системы оценки качества профессионального образования.

9) Разработка профессиональных стандартов с учетом инновационного развития экономики города Москвы.

10) Активизация участия работодателей в разработке национальных стандартов по видам экономической деятельности, а также в работе государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования по вопросам разработки и содержания профессионального образования различного уровня и направленности.

11) Внесение изменений в действующее законодательство, связанных с предоставлением налоговых льгот предприятиям и организациям, инвестирующим средства в развитие системы профессионального образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров (в частности, относящиеся к внесению затрат на профессиональную подготовку персонала в себестоимость продукции и налогу на прибыль).

12) Разработка оптимальных механизмов предоставления предприятиям преференций и налоговых льгот в части средств, выделяемых на подготовку, переподготовку и повышение квалификации собственных работников, либо средств, инвестируемых в деятельность образовательных учреждений профессионального образования, включая разработку механизмов, препятствующих злоупотреблениям в данной сфере.

13) Построение современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении.

14) Совершенствование и дальнейшее развитие системы государственной и общественной аккредитации. Проверка профессиональных компетенций и оценка качества предоставления образовательных услуг — эти две меры в совокупности позволят задать более жесткие требования поставщикам образовательных услуг и укрепить профессиональное доверие бизнеса к ссузам, занимающимся подготовкой специалистов для рынка труда.